16 сент. 2011 г.

Память об этом жива

Прошло не так много времени с тех пор, как был снят негласный запрет на изучение и объективное отражение истории советских немцев. Но за долгие годы хулы или просто молчания из сознания послевоенного поколения была вытравлена память об их соотечественниках немецкого происхождения. И сейчас, накануне 20-летия депортации, заглядывая в архивы и читая труды исследователей, просто поражаешься, как мало мы знаем о самих себе, и через какие же на самом деле страшные испытания прошли наши предки. 28 августа стало черной датой в истории немецкого народа, пришедшего в Россию с петровских и екатерининских времен. Народа, верой и правдой служившего новому отечеству и оставившему заметный след во всех сферах хозяйственной, научной и культурной жизни.

В первые месяцы Великой Отечественной войны все советские граждане немецкой национальности были объявлены «пособниками фашистов», «шпионами и диверсантами» и депортированы в Казахстан и Сибирь. В числе незаконно выселенных в восточные районы страны оказались 450 000 немцев Украины.
«…Национальность как порок и как ярлык была,
А тех, кто помнил свой язык, дорога в ад вела.
Бараки грязные и вши, и непосильный труд,
И нет спасенья для души: - врагами нас зовут…»


28 августа 1941 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ
«О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Немецкое население бездоказательно обвинялось в сговоре с фашистским агрессором: «По достоверным фактам, полученным военными властями, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, заселенных немцами Поволжья». В сентябре-октябре 1941 года Сталин подписывает ряд постановлений о депортации немцев. Депортация проводилась по графику одновременно из всех населенных пунктов Поволжья и из других немецких поселений. В кратчайшие сроки сотни тысяч немцев были сосланы в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. Их высаживали в открытом поле, без воды и продовольствия. Лишь благодаря чуду да добросердечию местных жителей многие женщины и дети были спасены от голодной смерти и мороза, хотя их обрекали на верную смерть. Все мужчины-немцы в возрасте от 15 до 55 лет и все немецкие женщины от 16 до 45 лет включительно были отправлены в трудовые лагеря. Исключением были только беременные и женщины с детьми до трех лет. Детей, достигших 5-летнего возраста, отправляли в детские дома. Теперь немцы оказались разобщенными не только как народ, даже семьи были разлучены. Из воспоминаний Якова Вольфаха: «… В январе 1942года 17- летним мальчишкой я был мобилизован на каторгу МВД в Коскудукский леспромхоз, находившийся на станции Чу Джамбульской области. По узкоколейке нас, несколько сотен подростков, забросили в глубь песков в саксаульные дебри на 224 километр. Там, под хорошо организованной охраной, нас за кусок черного как деготь хлеба и миску знаменитой «баланды» заставили ломать, ворочать и грузить на вагонетки корявые стволы сухостойных деревьев пустынь - саксаула. Оборванные, изнывая под палящим солнцем, поедаемые днем оводами, а ночью комарами, истязаемые палачами НКВД и непосильной работой, мы к концу года превратились в ходячие скелеты. В зиму 1944 года от больных и «доходяг» лагерное начальство начало избавляться: их сажали поверх груженой саксаулом вагонетки и отправляли до станции Чу, а там как сумеешь: или выживешь, или на тот свет…». В годы войны в трудармии от нечеловеческих условий, голода и мороза погибло свыше трехсот тысяч немцев. К концу 1941 года было выселено в Сибирь и Среднюю Азию 800 тыс. немцев, до 1944 года было депортировано еще 50 тыс. человек. В «предатели родины» был зачислен весь народ, от стариков до не родившихся детей. С этого клеветнического указа советского правительства начался путь страдания немцев в нашей стране: долгие годы лагерей, унижений запретов и ограничений. Единственной виной этнических немцев была национальность. Большинство из них так и не вернулись в родные места. Тысячи погибли в сталинских концентрационных лагерях, которые официально именовались «трудармией».

Трудармия… Человеку, незнакомому с историей немецкого народа, слово это ничего не скажет. «Шла война, - подумает несведущий, - все либо воевали, либо трудились». Возможно на подобное толкование и рассчитывали советские идеологи. В действительности же термином «трудармия» прикрывали не что иное, как концлагеря для граждан немецкой национальности. Трудармия - самая черная, трагичная полоса в истории российских немцев. В этих лагерях погиб каждый второй трудармеец. Немцев эксплуатировали за колючей проволокой более жестоко, чем уголовников и фашистских военнопленных. От них требовали непосильного рабского труда, морили голодом. Кости умерших немцев рассеяны по всем захолустным уголкам бывшего Советского Союза – от Казахстана до Крайнего Севера. Все концлагеря смерти, где содержались советские немцы, перечислить просто невозможно, так как вся страна была окутана колючей проволокой, но самые зловещие, которые вспоминают чаще всего и от одних названий которых дрожь берёт – это Воркутлагерь, Вятлаг, Печорлаг, Челябинск – металлурглаг, Соликамсклаг, Усольлаг и другие. Наряду с духовным геноцидом, это привело к огромным человеческим потерям. По далеко не полным данным в военные годы погибло более одной трети советских немцев.

Депортация разрушила прежнюю жизнь этнических немцев, заставила переменить место жительства, профессию и даже образ мыслей, отняла гражданские, общечеловеческие права. И если насильственное выселение стоило жизни примерно одной трети, попавших в трудармию, то консервацию в местах спецпоселения отняла у немецкого народа национальную жизнь, лишила его языка, самосознания, традиций.
Депортация до неузнаваемости изменила карту расселения этнических немцев бывшего Советского Союза. Первым эшелоном были вывезены жители республики на Волге. Они попали в Сибирь (Западную и Центральную), а также в Казахстан и Среднюю Азию. Последующие волны депортированных «осваивали» такие регионы, как Киргизия и Восточная Сибирь. В результате привлечения к мобилизованным работам на угольных шахтах, лесоповалах, железнодорожных стройках, военных заводах на севере России, на Урале сформировались компактные поселения советских немцев.

Длинные версты российских и казахских дорог, переполненные душные трюмы кораблей и холодные «телячьи» вагоны бесчисленных эшелонов превратились для сотни тысяч голодных и полуодетых депортированных немцев на долгие месяцы одну большую душегубку. Пути следования колонн и транспорта с депортированными немцами отмечены тысячами безымянных могил.

По прибытию на места нового жительства депортированных немцев встретили голод, холод, унижения и изнурительный труд, унесшие новые тысячи жизней безвинных людей. Из воспоминаний уроженки Одесской области Г. Кооп:
«…В 1934 году родители увезли нас в далёкую Сибирь и там вскоре умерли. И мы, шестеро детей, остались сиротами. В 1943 году завезли к нам детей немецких. До этого их отцов и матерей забрали в трудармию. Мне было в то время 18 лет, и я взяла 3 немецких детей из Украины и воспитывала их три года. Голодовали и бедствовали мы так, что и описать невозможно. Зимой, как пурга пойдёт и дороги заметет, бывало, что по неделе сидели на одном кипятке, а иного есть было нечего. Но мы все работали на фронт и туда отправляли все продукты. И еще вязали для фронтовиков теплые носки и рукавицы, а сами ходили в лаптях из телячьих шкур. У нас в Сибири войны не было, а люди без стрельбы падали от холода и голода. А не имевшие крыши над головой, зимней одежды и куска хлеба в день мои земляки - немцы гибли раньше и больше других…»

После массовой мобилизации в трудовую армию в 1942-1943 гг. еще оставшихся в живых отцов и старших братьев, а затем и матерей тысячи немецких семей навсегда превратились в прах.

Этнические немцы, пережившие в годы ВОВ трагедию депортации, когда в лагерях ГУЛАГа, т.н. «трудармией» от недоедания и непосильного труда погиб каждый третий, все годы после её окончания жили с неослабленной верой в то, что доброе имя народа, давшего так много своей Родине (России и Украине) будет в конце концов восстановлено.

Последнее, что осталось к окончанию войны у прошедших все круги адских мучений этнических немцев – это надежда на возвращение на родину после разгрома фашистов. Но совсем по-другому распорядились кремлевские правители. Согласно постановлению от 8 января 1945 года немцы не имели права покидать места ссылки. Самовольная отлучка из мест ссылки каралась 20 годами каторжных, принудительных работ. Только после смерти Сталина, в 1955 году немцы были освобождены из-под надзора камендатур Министерства внутренних дел. Но возвращаться на прежние места жительства им не разрешалось. Очень постепенно шел процесс реабилитации советских немцев. 1955 год, 1964 год – период т.н. хрущёвской оттепели – начало 70-х годов. В 1964 г. был издан Указ « О внесении изменений в Указ от 28 августа 1941года «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья», в котором говорилось, что огульные обвинения этническим немцам были неосновательными и явились проявлением произвола в условиях культа личности Сталина». Эти слова были восприняты как долгожданное официальное признание невинности целого народа. В этом же документе высоко оценивался труд немецкого населения в годы ВОВ, его вклад в победу над фашистской Германией. Но ещё долго после войны сталинские обвинения продолжали тяготеть над советскими немцами. Их не допускали в вузы, не разрешали занимать престижные должности, заставляли забывать о своем этническом естестве, фактически запретив его родной язык: на протяжении десятилетий не было ни одной национальной школы.

И только 3 ноября 1972 года, т.е. более чем через 31 год после массовой депортации немцев Украины, они отменили административный запрет на их поселение в местах довоенного проживания. А ведь государственный акт о реабилитации нужен был всему немецкому населению для того, чтобы почувствовать себя равноправным, восстановленным в правах, признанным пострадавшим без всякой личной вины, чтобы осознать: этот народ такой же как все, увидеть в его трагедии кошмара прошедшей войны.

Известна истина: «прошедшее стреляет в будущее. Стреляет ему в спину». До конца 80-х годов изучение и популяризация истории российских немцев находились под негласным запретом. Именно поэтому удалось вытравить из сознания послевоенных поколений советских людей память о своих соотечественниках, о целом народе – российских немцах. Все эти злодеяния нанесли огромный невосполнимый ущерб генофонду российских немцев, материальному благосостоянию и духовному развитию народа.

Оставшиеся в живых после тотальных репрессий 30-х – 40-х годов и не потерявшие национальной самоидентификации под тяжелым прессом ассимиляторской национальной политики 50-х – 80-х годов немцы Украины после трех десятилетий изгнания получили возможность вернуться в родные края. Здесь все – от приобретения крыши над головой и получения средств к существованию до возрождения родного языка и культуры – нужно было начинать заново.

Вопреки всему, этнические немцы добивались своим трудом признание и уважение среди соседствующих народов. Было признано, что притеснения немцев было необоснованным и являлись одним из свидетельств сталинского произвола.
Без уважительного отношения к прошлому, каким бы оно ни было, не может быть и достойного будущего. Мы, немцы, призываем к уважению истории украинского народа, частью которого являемся и надеемся, что такой подход может привести к процветанию Украины и сохранению в ней этнического сообщества немцев.

28 августа – день памяти политических репрессий в Украине, напоминание о трагических событиях в истории страны. В немецких общественных организациях к этому дню готовятся заранее, тем более, что 2011 год – юбилейный год: 70 лет насильственной высылке и трудармии.

В Луганском обществе немцев «Видергебурт» был разработан ряд мероприятий, направленный на ознакомление широкой аудитории с документами и материалами, которые объективно освещают основные этапы истории этнических немцев. Проводились встречи с учащейся молодежью, с ветеранами ВОВ, представителями других национально-культурных объединений, на которых излагалась история немцев Украины, рассказывалось о выдающихся немцах Луганщины: Апполон Фёдорович Мевиус – выдающийся инженер и ученый, первый профессор металлургии в Украине, который строил первые металлургические заводы Донбасса, Орест Иоганович Шуман – один из первых геологов- исследователей, доктор химии, горный инженер, Иван Августович Тиме – выдающийся ученый, машиностроитель, профессор горного института в Санкт-Петербурге, активный создатель промышленности Донбасса, Христиан Иоганович Дриттенпрейс – аптекарь, один из основателей фармацевтического дела Донбасского края; силами творческих коллективов общества «Видергебурт» были организованы выездные концерты для инвалидов в ПТУ-интернате, а также концерт-встреча в Доме творческой интеллигенции с городской общественностью, посвященной началу Великой Отечественной войне и депортации немцев; выступление по местному радио: «История украинских немцев. Депортация»; встречи-беседы членов общества «Видергебурт», чтение с последующим обсуждением книги Герхарда Вольтера «Зона полного покоя» и просмотром видеозаписи театральной постановки «С надежной в сердце».

28 августа члены общества «Видергебурт» с зажжёнными свечами вспомнят своих близких и родных, а также всех тех, кто стал жертвой тоталитарного режима коммунистического строя и почтят память погибших во время депортации минутой молчания. Скорбим и помним. Проходят годы, но время не способно вычеркнуть из памяти людскую трагедию.

Елена Ивановская,
председатель общества немцев "Видергебурт"
г.Луганск